Обычная версия сайта
Размер шрифта: -A +A

Основное меню Портала


Президент Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Сервер органов государственной власти Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет

Антитеррористическая комиссия Республики Коми



НОВОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 31.07.2020 №248-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) И МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ»

15.11.2021

31 июля 2020 года принят новый Федеральный закон №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» (далее – Федеральный закон №248-ФЗ)

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №248-ФЗ ВСТУПАЕТ В СИЛУ С 01 ИЮЛЯ 2021 ГОДА, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЙ:

  • ·                 с 01 марта 2022 года оценка эффективности контрольно-надзорных органов;
  • ·                 утверждение форм проверочных листов (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований)

 

Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 01 января 2022 года. До их утверждения, но не позднее 01 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее –Федеральный закон №294-ФЗ).

Контрольные (надзорные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления в период с 01 июля по 31 декабря 2021 года вносят информацию о проверках в Единый реестр проверок.

Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают досудебное обжалование решений (актов) контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) их должностных лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом №248-ФЗ.

В 2021 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований проводятся в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2021 год. С 01 июля по 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых действиях и решениях, может осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи. Подробнее смотреть статью 98 Федерального закона №248-ФЗ.

 

ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАКОНА №248-ФЗ

 

 

Федеральный закон №248-ФЗ регулирует деятельность контрольных (надзорных) органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемую в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

ГОСУДАРСТВЕННОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ ПОДЛЕЖАТ ОРГАНИЗАЦИИ И ГРАЖДАНЕ.

Под гражданами понимаются физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели).

Граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля, кроме жилых помещений.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №248-ФЗ НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ В ОТНОШЕНИИ (ЧАСТЬ 3 СТАТЬИ 1):

1. мероприятия по проверке заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов внутренних дел и иных органов дознания;

2. оперативно-розыскная деятельность, дознание и предварительное следствие;

3. производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

4. рассмотрение дел о нарушении законодательства о рекламе;

5. проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

6. деятельность судов, деятельность по обеспечению установленного порядка деятельности судов и деятельность по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

7. деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора;

8. расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу;

9. деятельность органов внешней разведки Российской Федерации;

10. деятельность органов государственной охраны;

11. деятельность органов федеральной службы безопасности;

12. деятельность федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

 

ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №248-ФЗ НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ:

 

1 государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

2 государственного контроля в области экспортного контроля (в том числе в части защиты информации);

3 государственного портового контроля;

4 контроля, связанного с обеспечением обороны (и военно-технического сотрудничества);

5 надзора за соблюдением правил безопасности дорожного движения;

6 государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях;

7 контроля за оборотом наркотических и психотропных средств;

8 государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, контроля за использованием средств государственными корпорациями;

9 контроля (надзора) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций, надзора в национальной платежной системе;

10 контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований об акционерных обществах и ценных бумагах, в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

11 контроля за соблюдением требований о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

12 контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности (созданных за счет

бюджетных средств);

13 контроля за деятельностью некоммерческих организаций (в сфере проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах);

14 контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15 контроля за соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе;

16 контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

17 лесной охраны.

 

ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №248-ФЗ НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СЛЕДУЮЩИХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА):

 

1 налоговый контроль;

2 валютный контроль;

3 таможенный контроль;

4 контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

5 контроль за соблюдением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

6 контроль (надзор) за оборотом оружия (за исключением контроля (надзора) за соблюдением основных лицензионных требований);

7 контроль (надзор) в области частной детективной деятельности;

8 контроль (надзор) в области частной охранной деятельности;

9 контроль (надзор) за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

10 контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;

11 контроль (надзор) в сфере миграции;

12 надзор за деятельностью некоммерческих организаций;

13 надзор и контроль в сфере свободы совести, свободы вероисповедания и о религиозных объединениях;

14 надзор за деятельностью саморегулируемых организаций;

15 контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

16 контроль в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части уплаты страховых взносов и выплат страхового обеспечения;

17 надзор в области использования атомной энергии;

18 лицензионный контроль деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ;

19 контроль при ввозе в РФ драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы;

20 контроль в сфере СМИ, осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом;

21 контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (при осуществлении такого контроля без взаимодействия с контролируемым лицом);

22 контроль и надзор за обработкой персональных данных (осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом);

23 контроль в области связи (осуществляемый без взаимодействия с контролируемым лицом);

24 контроль за излучениями радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (радиоконтроль).

 

 

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

 

 

Статьей 3 Федерального закона №294-ФЗ определены принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (муниципального) контроля. Положения Федерального закона №248-ФЗ имеют существенные различия.

 

ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ

Действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными;

СТИМУЛИРОВАНИЯ, ДОБРОСОВЕСТНОГО СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Контроль должен обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований;

СОРАЗМЕРНОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ

Контроль должен ограничиваться только теми контрольными мероприятиями и контрольными действиями, которые необходимы для обеспечения соблюдения обязательных требований;

ОХРАНЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ, УВАЖЕНИЯ ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ, ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ

При организации и осуществлении контроля контрольный орган обязан признавать, соблюдать и защищать права и свободы контролируемых и иных лиц. Запрещаются принятие решений и совершение действий (бездействие), унижающих достоинство личности либо умаляющих деловую репутацию организации, ИП;

НЕДОПУСТИМОСТИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПРАВОМ

Использование контрольными органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления контроля не допускается;

СОБЛЮДЕНИЯ ОХРАНЯЕМОЙ ЗАКОНОМ ТАЙНЫ

Информация, составляющая коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну и полученная должностными лицами контрольного (надзорного) органа при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Деятельность контрольного органа по организации и осуществлению контроля является открытой, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, а также случаев, когда этого требуют интересы обеспечения прав, законных интересов и безопасности контролируемых и иных лиц, защиты их чести, достоинства, деловой репутации.

Не подлежит сокрытию информация, касающаяся причинения вреда здоровью и угрозы жизни людей;

ОПЕРАТИВНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА), МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Контрольные мероприятия проводятся оперативно. Срок их проведения может быть продлен только в случаях и пределах, установленных федеральным законом.

 

 

 

ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО)

КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

 

 

Контрольные (надзорные) органы в рамках реализации положения Федерального закона 248-ФЗ вправе проводить следующие контрольные (надзорные) мероприятия (ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ):

  • ·             контрольную закупку;
  • ·             мониторинговую закупку;
  • ·             выборочный контроль;
  • ·             инспекционный визит;
  • ·             рейдовый осмотр;
  • ·             документарную проверку;
  • ·             выездную проверку.

 

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

  • ·             наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • ·             выездное обследование

 

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

 

Это мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям (проводится в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи) (статья 67 Федерального закона №248-ФЗ).

Такая закупка может проводиться:

- очно;

- с использованием почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе Интернета, сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов (дистанционная контрольная закупка).

 

В ходе контрольной закупки осуществляются:

- осмотр;

- эксперимент.

Контрольная закурка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

 

После завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки) инспектор объявляет о проведении контрольной закупки, предъявляет контролируемому лицу, его представителю:

- служебное удостоверение;

- копию решения о проведении контрольной закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

 

МОНИТОРИНГОВАЯ ЗАКУПКА

 

Это мероприятие, в ходе которого инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству (статья 68 Закона N 248-ФЗ). Мониторинговая закупка может осуществляться как очным способом, так и дистанционно.

 

В ходе мониторинговой закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- опрос;

- эксперимент;

- инструментальное

- обследование;

- истребование

- документов;

- испытание;

- экспертиза.

 

Закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

 

После завершения мониторинговой закупки инспектор объявляет о проведении мониторинговой закупки, предъявляет контролируемому лицу или его представителю:

- служебное удостоверение,

- копию решения о проведении мониторинговой закупки на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

 

Акт по результатам контрольного (надзорного) мероприятия составляется в течение 24 часов после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы.

 

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Выборочный контроль - это мероприятие, проводимое по месту хранения и (или) реализации контролируемыми лицами продукции (товаров), представляющее собой отбор проб образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству (статья 69 Федерального закона 248-ФЗ).

 

О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются. Такой вид контроля может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия на основании решения контрольного (надзорного) органа.

 

В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное обследование;

- испытание;

- экспертиза.

 

Акт по результатам контрольного (надзорного) мероприятия составляется в течение 24 часов после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы.

 

ИНСПЕКЦИОННЫЙ ВИЗИТ

 

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля путем (статья 70 Федерального закона № 248 - Ф З):

- осмотра;

- опроса;

- получения письменных объяснений.

- инструментального обследования;

- истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

 

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.

 

РЕЙДОВЫЙ ОСМОТР

 

Рейдовый осмотр — это мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Рейдовый осмотр может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.

 

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- досмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование

- документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное

- обследование;

- испытание;

- экспертиза;

- эксперимент.

 

В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор(ы) на месте составляет(ют) акт. В отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение, отдельный акт, содержащий информацию в отношении всех результатов контроля, не оформляется.

 

ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА

 

В ходе проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статья 72 Федерального закона №248-ФЗ).

 

При осуществлении данного вида контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- экспертиза.

 

Срок проведения документарной проверки не может превышать десяти рабочих дней.

В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.

 

ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА

 

Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным (статья 73 Федерального закона № 248-ФЗ):

- удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;

- оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

 

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до начала проверки.

 

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное обследование;

- испытание;

- экспертиза;

- эксперимент.

 

НАЮЛЮДЕНИЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ (МОНИТОРИНГ БЕЗОПАСНОСТИ)

 

Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) понимается анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах (статья 74 Федерального закона №248-ФЗ).

 

ВЫЕЗДНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

 

Такой вид контроля проводится в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований (статья 75 Федерального закона №248-ФЗ). В ходе выездного обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов.

Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.

 

 

ИНФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ

 

 

Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях производится в сроки и порядке, установленные Федеральным законом №248-ФЗ, посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационнотехнологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также посредством средств связи (ст. 21 Федерального закона №248-ФЗ).

 

Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом, если сведения направлены ему электронной почтой.

 

Документы, направляемые контролируемым лицом контрольному (надзорному) органу в электронном виде, могут быть подписаны:

- простой электронной подписью;

- простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством РФ;

- усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных Федеральным законом № 248-ФЗ или положением о виде контроля.

 

 

КАТЕГОРИИ РИСКА ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)

 

 

Федеральный закон №248-ФЗ вводит такое понятие, как «категория риска причинения вреда (ущерба)». Риски делятся на шесть категорий:

  • ·             чрезвычайно высокий риск,
  • ·             высокий риск,
  • ·              значительный риск,
  • ·              средний риск,
  • ·              умеренный риск,
  • ·              низкий риск.

 

При этом под риском причинения вреда (ущерба) в целях Федерального закона понимается вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям. То есть от того, какова вероятность наступления негативных последствий для интересов общества, будет зависеть частота контрольных (надзорных) мероприятий:

Чрезвычайно высокий риск - не менее 1, но не более 2 контрольных мероприятий в год.

Высокий риск и значительный риск - не менее 1 контрольного мероприятия в 4 года и не более 1 контрольного мероприятия в 2 года.

Средний и умеренный риск - не менее 1 контрольного мероприятия в 6 лет и не более 1 контрольного мероприятия в 3 года.

Низкий риск – плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

 

Определять категорию риска будет сам контрольно-надзорный орган. Если ему не удалось отнести объект к определенной категории, считается, что данный объект относится к категории низкого риска.

 

Любое контролируемое лицо вправе подать заявление об изменении категории риска.

 

 

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

 

Плановые – осуществляются на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год. Такой план формируется контрольным органом и подлежит согласованию с органами прокуратуры (статья 61).

 

Допускается, что определенный вид контроля может осуществляться без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

 

Внеплановые проверки могут проводиться независимо от наступления сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план их проведения (статья 66).

 

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:

 

1. Наличие у контрольного органа сведений о причинении вреда;

2. Поручение Президента РФ и Правительства РФ;

3. Требование прокурора;

4. Истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении выявленного нарушения;

5. Наступление события, указанного в программе проверок (если мероприятия проводятся на основании программы проверок).

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОГО (НАДЗОРНОГО) МЕРОПРИЯТИЯ

 

 

В соответствии с положениями главы 16 Федерального закона №248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, составляется акт.

 

В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.

При устранении выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в акте указывается факт его устранения.

Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.

 

Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день его окончания (если иной порядок не установлен Правительством РФ).

 

Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.

 

 

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА И (ИЛИ) ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)

 

 

Глава 9 Федерального закона № 248-ФЗ содержит регламент обжалования принятых решений по результатам проведенных контрольных мероприятий, а также действий (бездействия) органа (его должностных лиц). Осуществить обжалование можно в досудебном и судебном порядках.

 

С 01 июля 2021 года судебный порядок может быть применен только после соблюдения проверяемым мер по досудебному урегулированию вопроса, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

 

Досудебное обжалование осуществляется согласно правилам гл. 9 Федерального закона №248-ФЗ:

- жалоба подается с использованием единого портала государственных услуг и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью;

- сроки варьируются в зависимости от того, что обжалуется. При обжаловании решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц -в течение 30 календарных дней со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. При обжаловании предписаний контрольных органов - в течение 10 рабочих дней с момента получения такого предписания. В случае пропуска срока по уважительным причинам он может быть восстановлен;

- срок рассмотрения жалобы - не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.

 

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 

 

Федеральный закон №248-ФЗ направлен на профилактику нарушений общественных интересов. В связи с этим были введены виды профилактических мероприятий, которые будут применяться при осуществлении контроля.

 

ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ СОДЕРЖИТСЯ В СТАТЬЕ 45 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА №248-ФЗ.

 

ИНФОРМИРОВАНИЕ. Направлено на информационную поддержку проверяемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

ОБОБЩЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ. Направлено на обеспечение единообразного подхода к применению контрольными органами обязательных требований Федерального закона №248-ФЗ и иных подзаконных актов, выявление типичных нарушений.

МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ. Целью которых является мотивация проверяемых лиц к соблюдению законности обязательных требований. Порядок оценки добросовестности контролируемых лиц устанавливается положением о виде контроля.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ. Направлено на принятие контролируемым лицом мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в случае если проверяющий орган обладает информацией о возможных или непосредственных нарушениях обязательных прав.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Позволяет проверяемым лицам получить разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора (контроля).

САМООБСЛЕДОВАНИЕ. Это самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания получит высокую оценку, то сможет принять декларацию их соблюдения.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ВИЗИТ. Проводится беседа по месту деятельности компании либо путем использования видео-конференц-связи с обязательным уведомлением проверяемого лица не менее чем за 5 рабочих дней до даты проведения. Если в ходе визита будут выявлены нарушения, это не будет являться основанием для выдачи компании предписания на устранение.

 

 

Меню сервисов Портала

email home map
IT -опрос населения по оценке деятельности органов местного самоуправления

эко-Республика

Инвестиционный портал Республики Коми

Портал государственных услуг РФ

Активный регион Республика Коми

Официальный интернет-портал правовой информации

РТРС.Цифровое эфирное телевидение



© 2022 ГАУ РК «ЦИТ»